Поднимите руки те, кому в детстве никак не удавалось справиться с произношением некоторых звуков — «Р», например, «Л» или «Ш». Наверное, есть среди читателей и такие, кому не понаслышке знакомы проблемы с заиканием и другие, тоже связанные с речью, если не у себя самих, так у детей или родственников. Вот именно этим людям и может помочь специалист-логопед. Более подробно о том, чем занимаются логопеды в своей профессиональной практике, и чем они могут помочь взрослому пациенту, читайте в статье Сайт.
Логопедия: на стыке наук
Многие думают, что логопеды помогают только детям, но это не так. Любой человек, столкнувшийся с речевыми проблемами, может рассчитывать на квалифицированную помощь логопеда, возраст не помеха. Более того: в некоторых странах логопеды занимаются устранением проблем не только с речью, но и вообще с функционированием органов рта и глотки, включая расстройства глотания и функций слюнных желез, из-за которых может развиваться сухость во рту и горле.
Комментарий экспертаЭлисон Геллер, основатель центра Connected Speech PathologyМы создали наш центр речевой терапии для тех, кто нуждается в решении целого ряда проблем. В сферу нашей деятельности входят следующие случаи:
- человек испытывает трудности с произношением определенных слов, или ему трудно даже думать о них;
- существует проблема заикания или невнятной речи;
- больной перенес черепно-мозговую травму или инсульт, в результате которых пострадала функция речи и требуется ее восстановить;
- существуют проблемы, связанные с произнесением отдельных звуков или их сочетаний;
- имеется желание нейтрализовать акцент, присущий носителям других языков или диалектов;
- диагностирована дисфункция голосовых связок;
- человек жалуется на трудности, связанные с глотанием (дисфагия).
Кроме того, мы помогаем научиться гладко и связно говорить, обучаем навыкам общения, можем помочь в избавлении от хриплого голоса и сделать его более чистым и приятным. Для этого в нашу команду входят не только логопеды, но и фониатры, и психотерапевты. Для детей разработаны отдельные программы помощи, а также для людей, страдающих болезнью Паркинсона, деменцией и другими заболеваниями, связанными с нарушением коммуникативных функций.
А когда-то коррекцией нарушений речи занимались только в рамках сурдопедагогики. Только к середине 19 века врачи начали заниматься изучением речевых нарушений при нормально функционирующем слухе.
Современный логопед взаимодействует с психологами, разбирается в физиологии и анатомии, в нейрофизиологии, лингвистике, обязательно — в педагогике, сотрудничает при необходимости с сурдопедагогами и тифлопедагогами.
Методики лечения
Существуют разные школы, использующие в работе различные подходы. Например, можно заниматься тренировкой нарушенной функции, начиная с самого простого, и постепенно продвигаясь к сложному, устранять неприятные симптомы, насколько это возможно. Логопедические упражнения могут быть направлены на развитие разговорной тактики для улучшения социальной коммуникации, на выработку правильного речевого дыхания для озвучивания, на укрепление мышц, участвующих в формировании речи и т. д.
Российская школа предполагает другой подход: работу не столько с симптомами, сколько с механизмами, мешающими правильному формированию речи. И для этого используются самые разные методы.
Например, в статье ученых из Таганрога, вышедшей в 2004 году, описывается методика компьютерной стабилографии, позволяющая справляться с заиканием как у детей, так и у взрослых. Для этого используются специально разработанные стабилографические игры, помогающие выполнять голосовые и дыхательные упражнения. Для улучшения результата пациентам рекомендуется определенное время соблюдать режим молчания, способствующий изменению психологического состояния и исключение моментов речи, в которых пациент чаще всего запинается. Терапевтические игры помогают расслабиться и преодолеть имеющиеся проблемы с плавным произношением слов и фраз. Через месяц занятий речь становится более организованной и плавной, запинки могут исчезнуть вообще, или проявляться в единичных случаях.
Кроме того, в лечении может использоваться логопедический массаж, артикуляционная гимнастика и другие методики, о которых вы можете прочитать в статье «Фефекты фикции», или Логопедия для взрослых».
Логопедия удаленно
Пандемия коронавирусной инфекции вызвала рывок в развитии телемедицины. Одним из направлений стала логопедия. Удаленное взаимодействие врачей с пациентами показало достаточно высокую эффективность, что отмечается в статьях многих авторов. В частности, ученые из Гонконга в 2021 году опубликовали статью, в которой сравнивается практика онлайн-лечения в других странах и в Гонконге. Авторы статьи отмечают, что телемедицина хорошо зарекомендовала себя во многих странах, но недостаточно развита в Гонконге. В числе причин называются следующие:
- недостаточная подготовка врачей для проведения терапии в удаленном режиме;
- отсутствие необходимого практического опыта.
Большинство респондентов (врачей речевой терапии) высказали намерение пройти дополнительное обучение для повышения уровня своей квалификации, и участвовать во внедрении этой модели обслуживания пациентов.
Об отсутствии у многих логопедов подготовки, достаточной для ведения удаленных сеансов терапии, сообщают и другие авторы. Но все отмечают необходимость развития телемедицины в области коррекции логопедических расстройств. Это даст возможность получить помощь даже тем, кто живет далеко от больших медицинских центров и не может регулярно посещать специалиста лично.
Почему логопед нужен не только детям?
Большинство людей существуют в социуме, и их жизнь, ее качество, их успех и карьера, личные отношения и многое другое зависит в определенной степени от того, насколько человек успешно коммуницирует с окружающими. Проблемы с речью могут помешать, и часто мешают в любой из перечисленных сфер жизни, в любых отношениях и взаимодействиях. Так что, не стоит стесняться, если имеются проблемы, связанные с речью и коммуникацией. Логопед может помочь их разрешить.
Актуальные проблемы и вызовы в логопедии
Первый важный аспект – это нехватка квалифицированных специалистов. В последние годы наблюдается значительный спрос на логопедов из-за роста числа детей с речевыми расстройствами. Но количество специалистов не всегда соответствует этой потребности, что приводит к увеличению нагрузки на существующих профессионалов и снижению качества оказываемых услуг.
Второй значимый вызов – это необходимость совершенствования методик и технологий. Современные технологии могут существенно облегчить работу логопеда, делая процесс более эффективным. Однако внедрение инновационных подходов требует дополнительных затрат и переквалификации уже работающих специалистов, что не всегда возможно из-за экономических и административных ограничений.
Проблема ранней диагностики становится все более актуальной. Раннее выявление речевых нарушений у детей позволяет начать корректирующую работу на ранних стадиях, значительно облегчая процесс реабилитации. Но существующие методы диагностики не всегда позволяют оперативно и точно определить проблему, что затрудняет своевременное вмешательство.
Не менее важным аспектом является интеграция логопедии в общую систему медицинского и образовательного обслуживания. Нередко бывает, что работа логопеда остается изолированной, что приводит к недооценке её значимости и снижению эффективности терапии. В этой связи важно наладить взаимодействие между различными специалистами – педагогами, психологами, врачами, чтобы обеспечить комплексный подход к лечению и коррекции речевых нарушений.
Для наглядности некоторых проблем и вызовов приведем таблицу:
Проблема | Описание |
---|---|
Нехватка специалистов | Рост спроса на логопедов, недостаток кадров |
Совершенствование методик | Необходимость внедрения новых технологий и подходов |
Ранняя диагностика | Трудности с оперативным выявлением речевых нарушений |
Интеграция в системы здравоохранения и образования | Наладка взаимодействия между различными специалистами |
Каждая из вышеперечисленных проблем требует комплексного подхода и сотрудничества различных специалистов для её решения. Лишь совместные усилия позволят достичь значительного прогресса в области логопедии, улучшить качество оказываемой помощи и повысить уровень жизни пациентов.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Как логопед помогает взрослым, если у них возникли проблемы с речью?
Логопед помогает взрослым решать различные речевые проблемы, такие как восстановление речи после инсульта, коррекция дикции, устранение заикания и борьба с афазией. Специалист проводит диагностику, разрабатывает индивидуальную программу занятий и использует комплекс упражнений для улучшения речевых навыков. Также логопед может обучать техникам саморегуляции и релаксации, чтобы уменьшить напряжение и стеснение, мешающее свободной речи.
Могут ли взрослые на самом деле исправить свою дикцию?
Да, взрослые могут исправить свою дикцию с помощью логопеда. Несмотря на то, что речевые привычки укореняются с годами, специалист способен помочь взрослому изменить привычный образ артикуляции, повысить чёткость произношения звуков и улучшить общую читабельность речи. Регулярные занятия и выполнение рекомендаций логопеда значительно повышают шансы на успех в этой области.