Задержка психического развития, или сокращенно ЗПР — это патологическое состояние, при котором психическое развитие ребёнка отстает от сроков условно установленной нормы. Говоря конкретней, такие дети менее развиты в интеллектуальном плане, эмоционально-волевой сфере, нежели их сверстники. Как показывает статистика, данная патология выявляется примерно у 15% малышей. При своевременном обнаружении проблемы и начале лечения, как правило, имеющиеся расстройства удается полностью скорректировать. Ниже мы рассмотрим ЗПР у детей с точки зрения симптомов и лечения.
Как проявляется задержка психического развития у ребёнка?
В первую очередь при ЗПР наблюдаются нарушения со стороны интеллектуальной сферы.
Такие дети испытывают трудности с восприятием внешних объектов, событий. Им тяжело сформировать целостные образы, соотнести полученную зрительную информацию со слуховой, и наоборот.
Отмечаются неустойчивость, поверхностность внимания. Ребёнок с задержкой психического развития не может сосредоточиться на каком-либо одном деле, легко отвлекается, переключается на другие вещи.
Данное нарушение характеризуется сниженной способностью к запоминанию новой информации, выстраиванию причинно-следственные связей, формулировке выводов.
В обязательном порядке наблюдаются речевые нарушения. В 2021 году ученые из Московского государственного университета пищевых производств опубликовали работу, в которой было установлено, что у детей с задержкой психического развития выявляется скудный, недифференцированный словарный запас.
При таком патологическом состоянии малыши искажают звуки, порой не могут выстроить полноценное предложение. У них часто отмечаются нарушения со стороны письменной речи.
Кроме этого, ЗПР сопровождается эмоциональными расстройствами. Ребёнок с данной патологией имеет нестабильное эмоциональное состояние, его настроение быстро меняется, иногда даже независимо от внешних факторов. Также характерны повышенная внушаемость, приступы раздражительности и агрессии, чрезмерная тревожность.
Процесс игры при задержке психического развития стереотипен и однообразен, в нем отсутствует сюжет, четкие игровые правила.
Дополнительно могут наблюдаться некоторые проблемы с координацией, непроизвольные двигательные акты.
Стоит помнить, что задержка психического развития не является самостоятельным диагнозом, а описывает темповые характеристики развития дошкольника или младшего школьника без учета этиологии и патогенеза.
Методы лечения задержки психического развития
Лечение ЗПР должно быть комплексным. Детям рекомендуется посещать специализированные группы или дошкольные образовательные учреждения, в зависимости от выраженности задержки может потребоваться обучение в коррекционных классах, так как данное заболевание подразумевает необходимость в особом подходе к обучению.
В обязательном порядке проводится психотерапевтическое лечение, схема которого выбирается индивидуально для каждого конкретного ребёнка. Могут назначаться индивидуальные или семейные беседы с психологом, психотерапевтические методики с использованием игр, творчества и так далее.
Для устранения речевых нарушений показаны индивидуальные или групповые логопедические занятия.
Дополнительно в рамках комплексной терапии могут рекомендоваться:
- лечебная гимнастика;
- сеансы массажа;
- физиотерапевтические процедуры и прочее.
Диагностика задержки психического развития
Процедура диагностики состоит из нескольких этапов и включает разнообразные методики. Обычно она предполагает комплексное обследование с привлечением специалистов из разных областей.
-
Первичный осмотр: На начальном этапе родители совместно с медиками проводят оценку общих показателей здоровья и развития. Во внимание принимаются жалобы родителей и наблюдения педагогов.
-
Клиническое интервью: Беседа с родителями и ребенком позволяет выявить важные сведения о семье, условиях проживания, истории развития и возникающих трудностях.
-
Психологическое тестирование: Применение различных тестов и анкет помогает оценить когнитивные способности, уровень интеллектуального развития, адаптивные навыки и эмоциональное состояние ребенка.
Для более тщательного и точного анализа могут использоваться следующие методики:
- Нейропсихологическое обследование — оценка работы центральной нервной системы с помощью специальных тестов и заданий.
- Психолого-педагогическое наблюдение — анализ поведения ребенка в различных ситуациях, наблюдение за его взаимодействием с окружающими.
- Инструментальные исследования — проведение таких процедур, как электроэнцефалография (ЭЭГ), магнитно-резонансная томография (МРТ), что позволяет выявить возможные органические нарушения.
Точный и системный подход в диагностике задержки развития помогает разработать индивидуальные программы по поддержке ребенка, его обучения и развития. Важно отметить, что своевременное выявление и вмешательство значительно повышают шансы на успешную коррекцию трудностей и полноценное развитие детей с подобными проблемами.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Что такое задержка психического развития (ЗПР) у детей и каковы ее основные симптомы?
Задержка психического развития (ЗПР) у детей – это состояние, при котором темпы психического развития ребенка отстают от нормы, предусмотренной возрастом. Симптомы могут варьироваться, но наиболее часто наблюдаются замедленное развитие речи, трудности с концентрацией внимания, проблемы с памятью и овладением навыками, которые усваиваются сверстниками. Также дети с ЗПР могут проявлять затруднения в социальном взаимодействии и эмоциональной регулировке.
Может ли ЗПР быть временным состоянием?
Да, в некоторых случаях задержка психического развития может быть временным состоянием и корректироваться с возрастом. Однако важно своевременно обратиться к специалистам для диагностики и определения причин, поскольку задержка может быть вызвана различными факторами, такими как генетические предрасположенности, болезни, травмы или неблагоприятная социальная обстановка. Своевременное вмешательство может помочь ребенку догнать сверстников в развитии.
Какие методы лечения и коррекции применяются для детей с задержкой психического развития?
Лечение и коррекция ЗПР включают различные методы, ориентированные на индивидуальные потребности ребенка. Это может быть логопедическая помощь для развития речи, занятия с психологом и психотерапевтом для улучшения эмоционального состояния и социальных навыков, а также специальные педагогические программы. Иногда назначаются медикаментозные средства для устранения или снижения симптомов. Важно также привлечение семьи к терапевтическому процессу, чтобы создание поддерживающей и стимулирующей среды.
Как родителям распознать ЗПР у своего ребенка и когда следует обратиться к специалисту?
Родителям стоит насторожиться, если они замечают, что их ребенок заметно медленнее осваивает навыки, которые обычно соответствуют его возрасту. Признаками могут быть замедленное развитие речи, трудности в понимании и выполнении инструкций, проблемы с вниманием и памятью, а также социальные и эмоциональные затруднения. Если такие признаки наблюдаются на протяжении длительного времени и мешают ребенку в повседневной жизни, следует обратиться к педиатру, детскому психологу или неврологу для комплексной диагностики и рекомендаций по дальнейшим действиям.