«Почему он в коляске»? — спрашивают дети, увидев ребёнка-инвалида. Как отвечать на вопросы малышей, касающиеся «особенных» детей, расскажем в этой статье.
Отношение к детям-инвалидам: тактичность или дефицит общения?
Родителям, воспитывающим детей-инвалидов, долгое время приходится находиться в некоторой изоляции от общества, ведь в большинстве случаев ребёнок-инвалид становится препятствием для вовлечения матери в трудовой процесс. Наверное, именно поэтому таких детей раньше часто отдавали в интернаты, а общество жило с мыслью, что их не существует.
В настоящее время дело обстоит несколько иначе. И наряду со специализированными детскими учреждениями сейчас открываются детские сады со смешанными группами, в которых воспитываются как здоровые дети, так и их ровесники с различными диагнозами, а также разрабатываются школы инклюзивного образования. Поэтому у родителей иногда возникает необходимость объяснить ребёнку, почему некоторые дети отличаются от других и помочь малышу сформировать правильное отношение к детям-инвалидам. Об основных правилах общения с детьми-инвалидами мы и поговорим.
Так уж повелось, что очень часто люди не обращают внимание на инвалидов, полагая, что таким образом проявляют тактичность. Свято веря в то, что делают доброе дело, мамочки стаскивают своих чад с качелей и уводят в другой конец площадки, чтобы не мешать ребёнку-инвалиду. Однако чем более загадочной кажется ситуация, тем больше вопросов задает малыш, например, почему ребёнок не умеет ходить или говорить? Причем дети, в отличие от взрослых, не делят людей на «больных» и «здоровых». Их интересуют причины подобного состояния другого ребёнка. Причем проблемы больных детей интересуют их так же, как, например, причины некоторых природных явлений. И именно от реакции взрослых зависит, будет ли ребёнок и в дальнейшем интересоваться проблемами своих ровесников, и какую эмоциональную окраску приобретет этот интерес.
Диалог с ребёнком: вопросы и ответы
Если ребёнок спрашивает о детях-инвалидах, не стоит уходить от вопроса. Но, разговаривая на деликатную тему, не помешает соблюдать определенные правила:
- не показывать свое замешательство, если малыш задал не слишком тактичный вопрос в присутствии родителей ребёнка с патологиями развития. В такой ситуации нужно сказать малышу, что объясните все позже, а впоследствии обязательно вернуться к прерванному разговору;
- уточнять, что именно интересует ребёнка. Детскую логику сложно предсказать, поэтому вполне может оказаться, что малыша больше интересует сама инвалидная коляска, а не причина, по которой в ней сидит ребёнок-инвалид. В подобных случаях лучше ответить на вопрос, лишь вскользь упоминая некоторые аспекты ситуации. Таким образом ребёнок будет небольшими порциями получать знания о новой и пока непонятной для него стороне жизни;
- если ребёнок спрашивает о конкретных привычках поведения другого малыша, например, почему он не умеет ходить, не стоит говорить, что этот ребёнок пока не научился это делать. Дело в том, что дети часто ставят знак равенства между «не умеет» и «маленький» или «глупый». Поэтому если ребёнок с отклонениями в развитии — ровесник или немного старше, малыш наверняка придет именно ко второму выводу. В таком случае нужно просто сделать акцент на том, что некоторым детям из-за определенной «поломки» в организме нужно немного больше времени для того, чтобы чему-то научиться. Напомните малышу о какой-нибудь поломанной игрушке. Например, кукла сломалась и перестала петь. А человеческий организм устроен гораздо сложнее, поэтому и поломки в нем могут случиться более серьезные;
- встреча с больным ребёнком — хороший повод для того, чтобы поговорить с малышом о физиологических и анатомических особенностях человека. Можно использовать специальную детскую литературу на эту тему.
Занятия для детей: советы родителям
Как правило, обычные дети предпочитают общаться со сверстниками, не имеющими проблем со здоровьем. В большинстве случаев причиной такого поведения становится не предвзятость, а склонность выбирать деятельность, требующую минимальных усилий. Ведь гораздо проще играть с детьми, которые вовсю резвятся на детской площадке. Поэтому родители должны постараться сделать так, чтобы общение самых разных детей не было им в тягость. Для этого нужно:
- настроить малыша на то, что общение с детьми-инвалидами вовсе не является актом милосердия, а имеет обоюдную выгоду. Например, дети с нарушением зрения обладают хорошим слухом и осязанием. Поэтому у них можно многому научиться;
- посоветовать ребёнку при встрече с «особенным» ровесником интересоваться больше не тем, чего он не умеет, а тем, что он умеет хорошо делать. Это поможет организовать совместные занятия для детей. Например, ребёнок, который не может говорить, способен стать отличным вратарем, а сидящий в инвалидной коляске — спортивным судьей;
- рассказать о том, с какими трудностями приходится сталкиваться больному ребёнку практически каждый день. Малыш должен быть готов к тому, что когда-то, возможно, и ему придется во взрослой жизни ухаживать за пожилыми или больными родственниками. Почему-то существует много детских книжек, в которых рассказывают, как переходить дорогу, и что делать в случае пожара. А школьная программа по ОБЖ содержит информацию о том, как вести себя во время атомной бомбардировки. И никто ни слова не говорит о том, как общаться с инвалидами и помогать им. Так стоит ли удивляться, что взрослые люди оказываются беспомощными перед болезнями?
- стараясь наладить общение детей, родители должны избегать чрезмерного контроля за поведением и словами собственного ребёнка. Так, например, не спешите вмешиваться, если ребёнок предлагает не умеющему ходить товарищу поиграть в прятки. Вполне возможно, дети сами сумеют организовать игру таким образом, чтобы она понравилась обоим;
- при необходимости помогайте своему малышу понимать поведение «особенного» друга: «Он так радуется» или «Ему понравилась твоя игрушка». Если родители сами затрудняются в оценке действий и эмоций ребёнка-инвалида, не нужно стесняться задавать вопросы его родителям. Им не будут неприятен подобный интерес, если они увидят в нем не праздное любопытство, а желание наладить контакт между детьми.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Как и в каком возрасте лучше начать говорить с ребенком о детях-инвалидах?
Начинать разговоры о детях-инвалидах с ребенком можно в дошкольном возрасте, когда он уже способен понимать базовые концепции о различиях между людьми. В возрасте около 3-5 лет дети начинают задавать вопросы о внешнем мире, и это отличное время для введения темы инвалидности. Важно использовать простые и понятные слова, а также подчеркивать, что все люди уникальны и заслуживают уважение и доброту. Это поможет ребенку сформировать позитивное отношение к людям с инвалидностью.
Как объяснить ребенку, что не нужно жалеть детей-инвалидов, а относиться к ним на равных?
Объясните ребенку, что дети-инвалиды обладают теми же чувствами и желаниями, что и все остальные, и что они не хотят, чтобы их жалели. Вместо жалости подчеркивайте важность уважения и принятия. Расскажите, что у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны, и научите ребенка находить сходства и возможности для дружбы. Покажите примеры успешных людей с инвалидностью, чтобы продемонстрировать, что они могут добиваться больших успехов и живут полноценной жизнью.
Что делать, если ребенок задает трудные или неловкие вопросы о детях-инвалидах публично?
Когда ребенок задает трудные или неловкие вопросы публично, важно сохранять спокойствие и не чувствовать себя смущенно. Объясните ребенку, что некоторые вопросы лучше обсуждать наедине. Используйте ситуацию как обучающий момент: просто и честно ответьте на вопрос, подходящий для возраста ребенка, и затем продолжите разговор более подробно в приватной обстановке. Такая тактика помогает смягчить публичные неудобства и одновременно обеспечивает правильное понимание темы.
Какие книги или фильмы могут помочь детям понять тему инвалидности?
Существует множество замечательных книг и фильмов, которые помогут детям лучше понять тему инвалидности. Например, книга «Палец на носок» Уэнди Меддура рассказывает о дружбе между двумя девочками, одна из которых имеет церебральный паралич. Также стоит обратить внимание на фильм «Чудо» по одноименной книге Р. Дж. Паласио, где основной герой — мальчик с лицевой деформацией, и на анимационный фильм «Лоре», в котором рассказывается о девочке с различными видами инвалидности. Такие ресурсы позволяют детям увидеть позитивные и вдохновляющие истории людей с инвалидностью.