Детский церебральный паралич, или ДЦП — это понятие, объединяющее в себе разнообразные двигательные нарушения, возникающие у ребёнка в результате повреждения той или иной мозговой структуры в перинатальном периоде. Согласно статистике, на территории России распространенность данного заболевания составляет от 2,5 до 6 случаев на 1 тыс. детей. При этом недоношенные малыши значительно чаще сталкиваются с такой патологией. Ниже мы рассмотрим основную симптоматику детского церебрального паралича, а также поговорим о лечении детей с ДЦП.
Клинические проявления ДЦП
Признаки детского церебрального паралича могут быть самыми различными. Они определяются тем, какая именно мозговая структура и насколько сильно была повреждена.
В подавляющем большинстве случае заметные клинические проявления ДЦП выявляются спустя некоторое время после рождения, когда у малыша обнаруживается задержка в нервно-психическом развитии.
Чаще всего первый симптом при данном заболевании — это отставание в формировании двигательных умений. Такие малыши начинают позже держать головку, переворачиваться, удерживать игрушки. Если попытаться поставить ребёнка на ноги, он опирается на носки, не вставая полностью на стопу.
Детский церебральный паралич сопровождается снижением или полной утратой мышечной силы в конечностях. При этом могут затрагиваться только одна конечность, рука и нога с одной стороны или все конечности. Параллельно, как правило, отмечается значительное повышение тонуса мышц.
Еще одно нередко встречающееся проявление — это расстройство произносительной организации речи, в результате чего ребёнок говорит нечетко, невнятно.
Дополнительно могут наблюдаться такие симптомы, как:
- непроизвольные двигательные акты;
- нарушение координации движений;
- косоглазие и другие проблемы со зрением;
- функциональные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта;
- задержка в психическом развитии и так далее.
Особенности лечения детского церебрального паралича
В настоящее время детский церебральный паралич относится к неизлечимым заболеваниям. Вся проводимая терапия направлена на улучшение двигательных, разговорных и интеллектуальных навыков.
Комплекс лечебных мероприятий разрабатывается для каждого ребёнка индивидуально в зависимости от преобладания тех или иных симптомов.
Прежде всего, в него включается лечебная гимнастика, в том числе упражнения, для выполнения которых используются специальные механизмы или аппараты. Занятия лечебной физкультурой должны проводиться систематически, дополняться курсами массажа.
Также хорошо зарекомендовал себя такой метод лечения, как гидрокинезотерапия. В 2018 году ученые из Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского опубликовали работу, в которой был сделан вывод о том, что занятия плаванием повышают возможности физического, двигательного и психомоторного развития детей с заболеванием ДЦП.
Дополнительно могут использоваться специальные вспомогательные средства, предназначенные для компенсации имеющихся двигательных нарушений, например, костыли, инвалидные коляски и прочее.
При наличии речевых расстройств показаны занятия с логопедом.
Методы диагностики и оценки состояния пациентов
Диагностика и оценка состояния пациентов, страдающих от ДЦП, играют ключевую роль в разработке индивидуальных программ лечения и реабилитации. С помощью правильных методик можно выявить не только основные симптомы, но и сопутствующие нарушения, что позволяет точнее планировать комплексные мероприятия по улучшению качества жизни пациентов.
Клиническое обследование является первым и основным этапом диагностики. Оно включает в себя подробное изучение анамнеза пациента, что помогает установить связь между различными факторами и развитием болезни. В процессе исследования врач проводит неврологический осмотр, оценивая рефлексы, мышечный тонус и координацию движений, что позволяет определить степень двигательных нарушений.
Для подтверждения диагноза часто используются нейрофизиологические методы исследования, такие как электроэнцефалография (ЭЭГ) и электромиография (ЭМГ). ЭЭГ помогает выявить возможные аномалии в электрической активности мозга, а ЭМГ анализирует электрическую активность мышц, что дополнительно помогает установить причину двигательных дисфункций.
Методы визуализации, к которым относятся магнитно-резонансная томография (МРТ) и компьютерная томография (КТ), предоставляют детализированные изображения мозга. Эти методики визуализации позволяют обнаружить структурные изменения и повреждения, которые могли способствовать развитию ДЦП. Именно благодаря таким методам можно выявить поражения белого вещества и другие аномалии мозговой ткани.
Не менее важным аспектом является функциональная оценка состояния пациента. Специалисты используют разнообразные шкалы и тесты для определения уровня моторного, когнитивного и речевого развития. Одной из таких систем является шкала Гросс-Мотор-Фанкшн-Классификейшн-Систем (GMFCS), которая позволяет классифицировать моторные функции по пяти уровням в зависимости от активности движений и необходимости помощи.
Кроме того, проводится оценка сенсорных функций, поскольку нарушения зрения, слуха или тактильной чувствительности также могут присутствовать и ухудшать общее состояние больного. Комплексное обследование позволяет составить полное представление о текущем состоянии пациента и выявить все аспекты, требующие коррекции.
В конечном итоге, тщательная диагностика и оценка состояния пациента являются основой для подбора эффективного маршрута реабилитации. Только с учетом всех факторов можно предложить индивидуально подобранные решения, направленные на улучшение функциональных возможностей и общей адаптации человека к повседневной жизни.