Гиперактивность у детей дошкольного возраста: симптомы и лечение

Главная > Статьи > Гиперактивность у детей дошкольного возраста: основные принципы лечения

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 6 мин.

Поделиться:

Содержание:

Многие родители хотя бы раз в жизни слышали такой термин, как «гиперактивный ребёнок». Однако не у всех есть понимание о том, что же за ним кроется. Гиперактивность у детей — это состояние, при котором в нервной системе малыша процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что приводит к чрезмерно высокой умственной и физической активности. Такие ребятишки имеют ряд особенностей в своём поведении, требуют особого подхода. В этой статье мы поговорим о симптомах гиперактивности у детей дошкольного возраста, а также о лечении.

Как проявляется гиперактивность у ребенка дошкольного возраста?

В большинстве случаев первые симптомы данного состояния выявляются у детей в старшем дошкольном возрасте, однако они могут появляться и раньше.

  • Такие малыши очень беспокойны, неусидчивы. Они не могут пребывать в спокойном состоянии, сидеть в одной позе или заниматься монотонной работой. Нередко наблюдаются стереотипные повторяющиеся движения руками или ногами, тиковые гиперкинезы.
  • Как правило, дети с гиперактивностью не способны произвольно контролировать свое состояние, в связи с чем часто совершают бесцельные движения. В большинстве случаев присутствует неуклюжесть.
  • Еще один характерный симптом — это невнимательность. Ребёнок с таким диагнозом не может удерживать внимание на одном деле или объекте. Ему тяжело сконцентрироваться на чем-либо. Отмечаются частое переключение с одного занятия на другое, рассеянность, неспособность довести дело до конца.
  • Нередко у таких детей выявляются проблемы со сном, частые головные боли. Клиническая картина может дополняться непроизвольным мочеиспусканием, задержкой развития.

Принципы лечения гиперактивности

Принципы лечения гиперактивности

В первую очередь гиперактивный ребёнок нуждается в особом отношении родителей. В общении с такими детьми взрослым необходимо соблюдать спокойствие, понимать, что их поведение связано не с характером, а с имеющимся расстройством.

Родителям следует научится давать инструкции гиперактивному ребёнку, которые должны быть четкими и краткими (не более 10 слов), кроме того, не стоит давать таким детям сразу несколько поручений, что было доказано учёными из Киргизско-Российского славянского университета в работе, опубликованной в 2019 году.

Также рекомендуется свести до необходимого минимума запреты, стараться обращать внимание на успехи детей, чаще их хвалить.

Крайне важно обеспечить детям с гиперактивностью полноценный сон, сбалансированное питание. Рекомендуется поддерживать достаточный уровень физической активности, больше гулять.

В будущем при выборе режима обучения предпочтение следует отдать щадящим вариантам — классам с небольшим количеством детей, сокращенными уроками и так далее.

По назначению врача проводится медикаментозная терапия. При таком нарушении назначаются ноотропы, блокаторы обратного захвата норадреналина, витаминные комплексы и прочее.

Параллельно обязательно назначаются различные варианты психотерапии, сеансы массажа, занятия с логопедом при необходимости. Считается, что именно психотерапия является наиболее важным методом лечения гиперактивности у детей.

Влияние гиперактивности на обучение и социализацию

Некоторые дети сталкиваются с повышенной активностью и энергией, что может затруднять их способность концентрироваться и выполнять задачи. Такая черта может существенно воздействовать на их учебный процесс и отношения с окружающими. В данном разделе рассматриваются последствия повышенной активности на образовательный процесс и общественное взаимодействие.

Во-первых, гиперактивные дети обычно испытывают трудности с вниманием на уроках, что приводит к недостаточной успеваемости. Они часто отвлекаются, что мешает не только им, но и их сверстникам. В таком состоянии ребенок может начинать несколько задач одновременно, но не доводить ни одну из них до конца. Это создает впечатление несобранности и неорганизованности, что, в свою очередь, отражается на оценках и общем восприятии образовательного процесса.

Во-вторых, эта черта характера может осложнять процесс социализации. Детям с повышенной активностью нередко сложнее заводить друзей и строить устойчивые отношения. Они могут привлекать внимание к себе слишком сильно, что иногда вызывает неприятие в коллективе. Такие дети часто становятся объектами насмешек или же, наоборот, могут сами проявлять агрессивное поведение. В результате это способствует социальной изоляции и низкому уровню самооценки.

Также важно отметить, что гиперактивные дети могут испытывать сложности в понимании и выполнении общепринятых норм и правил. Например, им трудно соблюдать дисциплину на уроках или вести себя спокойно на общественных мероприятиях. Это усугубляет их трудности в участии в коллективных акциях и мероприятиях, таких как школьные концерты, спортивные состязания и групповые проекты.

Наличие такого состояния у детей требует внимания со стороны педагогов и родителей. Важно создавать комфортную среду, где ребенку будет легче управлять своей активностью. Специальные методики обучения и воспитания могут помочь таким детям лучше адаптироваться к условиям школьной жизни и наладить отношения с окружающими. Работа с психологами, педагогами, а также вовлечение родителей в процесс взаимодействия с ребенком значительно повышают шансы на успешную социализацию и учебу.

Таким образом, гиперактивность оказывает значительное влияние на образовательный процесс и общественное взаимодействие детей. Однако с правильным подходом и пониманием особенностей ребенка, можно создать условия для успешной адаптации и развития.

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Какие основные симптомы гиперактивности у детей дошкольного возраста?

Основные симптомы гиперактивности у дошкольников включают чрезмерную подвижность, неспособность сосредоточиться на одном занятии длительное время, импульсивное поведение и трудности в следовании инструкциям. Эти дети часто испытывают проблемы с выполнением заданий, требующих концентрации, и могут проявлять нетерпеливость, например, перебивая других или не дожидаясь своей очереди в играх.

Как понять, что у ребенка действительно гиперактивность, а не просто высокий уровень энергии?

Разграничение нормальной активности и гиперактивности требует внимательного наблюдения. Гиперактивность характеризуется не только повышенной активностью, но и значительными трудностями в контроле поведения и внимания. Симптомы должны проявляться в различных ситуациях и средах (например, дома и в детском саду) и влиять на повседневную жизнь ребенка и его окружения на протяжении длительного времени, обычно более полугода.

Какие методы лечения рекомендуются для детей с гиперактивностью?

Лечение гиперактивности у дошкольников обычно включает комплексный подход. Психотерапия, особенно поведенческая терапия, может помочь детям и их родителям научиться управлять симптомами. Медикаментозное лечение назначается менее часто в этом возрасте, но может рассматриваться в сложных случаях. Важна также работа с педагогами и создание структизированной и поддерживающей среды в детском саду для ребенка. Поддержка родителей и их участие в лечении играет ключевую роль.

Можно ли обойтись без лекарств при лечении гиперактивности у детей дошкольного возраста?

Да, в большинстве случаев у детей дошкольного возраста можно обойтись без медикаментов, особенно если начать с немедикаментозных методов лечения. Поведенческая терапия, а также обучение родителей и педагогов методам взаимодействия с ребенком играют важную роль. Важно создать поддерживающую среду, которая поможет ребенку приобрести навыки саморегуляции и улучшит его социальные и образовательные успехи.

Какие могут быть последствия, если не лечить гиперактивность у ребенка?

Если гиперактивность у ребенка не лечить, это может привести к различным негативным последствиям. Ребенок может испытывать трудности в обучении, что скажется на его академических успехах. Также могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми, что приведет к социальной изоляции и снижению самооценки. В дальнейшем это может повлиять на его психическое здоровье и развитие, усугубляя проблемы с поведением и вниманием. Поэтому важно вовремя обратиться за помощью и начать лечение.

Оставить комментарий